Должностная инструкция продавца-кассира

Задать вопрос юристу бесплатно
11.11.2019

Должностная инструкция – это кадровый документ, который должен быть на каждом предприятии для работника по любой профессии, начиная от дворника, заканчивая генеральным директором.

Этот документ разрабатывается с учётом специфики деятельности предприятия в целом и квалификационных качеств конкретного соискателя. Разрабатывается инструкция кадровыми работниками совместно со специалистами кадровой службы. Документ должен полностью соответствовать действующему законодательству.

 

Должностная инструкция подписывается работником перед тем, как подписать трудовой договор. Он должен ознакомиться с документом и поставить на последней странице свою подпись. Это говорит о том, что он знаком со своими должностными обязанностями.
Только в этом случае работодатель имеет право привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение своих должностных обязанностей. Если подписи нет, то привлечь его практически невозможно.

Должностные инструкции проверяет трудовая инспекция в числе первых. Если этого документа не будет на предприятии, работодатель будет оштрафован по ст. 5. 27 КоАП РФ.

Без продавца-кассира не обходится ни одна торговая точка. Но он не может трудиться без правового регулирования своего статуса. Его обязанности зависят от вида торговой точки, товаров, ассортимента и прочего. Все эти нюансы прописываются в должностной инструкции.

Продавец-кассир мало чем отличается от других наёмных работников, поэтому при трудоустройстве он должен ознакомиться со своей должностной инструкцией. Ознакомление происходит под личную подпись. Если не совершить эти действия, сотрудника невозможно будет привлечь к ответственности за невыполнение своих обязанностей.

При составлении документа для такого работника, как продавец-кассир торговой точки, ответственный сотрудник должен помнить, что необходимо учитывать специфику деятельности конкретного предприятия. На фирмах разной направленности продавцы могут выполнять различные функции и обязанности. Это нужно учесть при составлении.

Можно опираться на общепризнанный шаблон. В каждой должностной инструкции должны быть следующие положения:

  • «общие положения». Здесь прописываются основные признаки профессии, которыми должен обладать любой соискатель на данную должность;
  • «должностные обязанности». Здесь необходимо чётко и конкретно прописать, что входит в обязанности работника торговой точки той или иной ступени;
  • «права». Что продавец-кассир имеет право делать на данном предприятии, чтобы не понести наказание;
  • «ответственность». Необходимо чётко отразить моменты, когда продавца можно привлечь к ответственности за конкретное нарушение.

Общие положения

Это вводный пункт должностной инструкции. Здесь прописываются общие положения, касающиеся всех продавцов-кассиров торговой точки, находящихся на одной ступени подчинённости. Здесь необходимо прописать:

  1. вертикаль подчинённости. Продавец предприятия торговли может подчиняться старшему продавцу, главному бухгалтеру или непосредственно руководителю;
  2. порядок принятия на должность и освобождение от неё. Как правило, это происходит на основании распорядительной документации от руководства;
  3. уровень образования – не ниже среднего специального. Стаж работы при таком образовании роли не играет. Если у соискателя на должность только школьное образование, то необходим опыт работы;
  4. у него должны быть навыки работы на различных типах контрольно-кассовых машин, которые используются на современных предприятиях торговли;
  5. если продавец-кассир, по каким-либо причинам, отсутствует на рабочем месте, его функциональные обязанности переходят к иному лицу, который назначается приказом;
  6. в области торговли продавец-кассир должен знать:
    • нормативную документацию, выпущенную на предприятии, которая касается его работы;
    • законы, акты и постановления;
    • основы товароведения, стандартизации и маркировки продукции;
    • технические условия на товары, способы их хранения, транспортировки, упаковки и прочее;
    • порядок работы своего сегмента в торговой точке, структуру управления и подчинённости, правила обслуживания покупателей;
    • порядок оформления помещений, витрин, торговых полок;
    • законодательство о труде, правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности, прочее;
    • формы кассовых банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;
    • правила ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;
    • правила и методы организации обслуживания покупателей;
    • правила эксплуатации контрольно-кассовых машин и вычислительной техники.

Продавец-кассир должен быть коммуникабельным, должен ответственно подходить к выполнению своих непосредственных обязанностей, в совершенстве владеть техникой работы на ККТ различных видов.

Должностные обязанности продавца-кассира

Круг обязанностей продавца–кассира достаточно широк. Он зависит от того, в какой сфере деятельности он работает. Например, у продавца–кассира продуктового магазина и отдела бытовой химии обязанности могут сильно отличаться.

В должностные обязанности продавца–кассира входит:

  • обслуживание покупателей своей секции или отдела. Если речь идёт о магазинах самообслуживания, то продавец должен обслуживать всех покупателей;
  • ведение кассовых документов и учёт фискальных операций;
  • обеспечение целостности и сохранности средств, которые находятся в кассе. Если кассир по каким-либо причинам должен покинуть место работы, то он должен закрыть кассу и предупредить охрану;
  • периодическая сверка наличия средств в кассе с данными, представленными в отчёте ККМ;
  • соблюдение лимита кассы;
  • содержание кассы в надлежащем виде – она должна быть чистой и исправной. В случае, если кассир обнаружит неисправность, он должен своевременно уведомить начальника смены;
  • умение управлять остатками средств в кассе;
  • учёт расходных материалов для работы – кассовой ленты, шпагатов, приходных и расходных документов, пломб, ордеров и инкассаторской документации;
  • своевременное уведомление начальства о том, что расходные материалы заканчиваются;
  • составление предварительной заявки на эти материалы;
  • согласование этой заявки;
  • если выручка доставляется в банк с помощью инкассаторов, то продавец кассир должен уметь формировать инкассаторскую сумку;
  • другие обязанности, в зависимости от специфики деятельности магазина, где он работает.

 

Требования к продавцу–кассиру предъявляются достаточно высокие, ведь это ещё и материально ответственное лицо. При обнаружении недостачи в кассе, обязанность по возмещению ущерба ложится «на плечи» продавца-кассира.

Права продавца-кассира

У продавца-кассира предприятия торговли есть свои права, а именно:

  • предпринимать различные действия для разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в коллективе;
  • устранять последствия этих ситуаций, но в рамках своих обязанностей;
  • докладывать руководству о возникшем конфликте и невозможности самостоятельного его урегулирования;
  • давать письменные и устные объяснения по существу возникшего конфликта;
  • указывать на возможные причины его возникновения;
  • выносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению работы того структурного подразделения, к которому относится продавец-кассир.

В рамках своих должностных полномочий продавец-кассир также имеет право:

  • знакомиться с документами, которые определяют его права и обязанности в конкретной торговой точке;
  • знакомиться с критериями оценки качества выполняемых им работ;
  • знакомиться с проектами решений руководства, которые имеют непосредственное отношение к его обязанностям и трудовой деятельности на данном торговом предприятии;
  • запрашивать лично или через своего руководителя документы, касающиеся качественного выполнения им своих должностных обязанностей.

Ответственность продавца-кассира

Как и любого другого работника, продавца могут привлечь к ответственности. Необходимо правильно оформить все кадровые документы, ознакомить с ними работника, получить от него письменные объяснения. В противном случае он сможет обжаловать действия руководства в судебном порядке. Если наказанием является увольнение, он может потребовать в судебном порядке восстановления на рабочем месте, оплаты вынужденных прогулов.

Продавец-кассир предприятия торговли несёт ответственность:

  • за полное или частичное невыполнение своих должностных обязанностей. С должностной инструкцией, как и с другими локальными нормативными актами, он должен быть ознакомлен под личную подпись;
  • за донесение до руководства недостоверной информации, касающейся выполнения полученных заданий и поручений, а также за нарушение сроков их исполнения;
  • за частичное или полное невыполнение приказов и прочих распоряжений от руководства предприятия или структурного подразделения;
  • за нарушение правил внутреннего распорядка, техники безопасности, правил противопожарной безопасности, прочих локальных нормативных актов, которые действуют на предприятии;
  • за разглашение сведений, относящихся к коммерческой или государственной тайне;
  • за утрату, порчу, недостачу товаров, денег и иных материальных ценностей в соответствии с заключенным с продавцом-кассиром договором о полной материальной ответственности.

Для привлечения продавца-кассира к материальной ответственности необходимо заключить с ним договор. Тогда можно будет взыскать с него действительный ущерб в полном размере. В противном случае его можно привлечь к ограниченной материальной ответственности в рамках среднего заработка.

Все документы должны быть оформлены в законном порядке. Со всеми локальными актами он должен быть ознакомлен под личную подпись. Кроме того, должна быть сделана соответствующая запись в специализированных журналах. Это входит в обязанности ответственных лиц. Если они пренебрегают ими, а работник, например, нарушил правила противопожарной безопасности, то привлечь его к ответственности за это нарушение не получится.

Должностная инструкция хранится в отделе кадров. При необходимости работник имеет право попросить снять копию. Ему это может понадобиться для того, чтобы лучше ориентироваться в своих должностных обязанностях. Отказать ему не имеют права!

Круг обязанностей может отличаться от вида торговой точки. Если предприятие осуществляет торговлю продовольственными товарами, то продавец–кассир должен знать ассортимент продукции, следить за сроками хранения и реализации. Такие же обязанности у продавца непродовольственных товаров, с той лишь разницей, что срок хранения и реализации несколько больше.

Скачать

Скачать образец должностной инструкции продавца-кассира в формате .doc вы можете
по этой ссылке

0

Комментариев нет.
Автор: E-Mail: Текст комментария: